Находится в каталоге Апорт

ВИВАТ МОРСКИЕ ВОЛКИ!!!

Главная страница
Паруса # Рангоут и стоячий такелаж # Бегучий такелаж # Дополнитьные паруса # Дельные вещи

Портал www.seawolfs.ru: Катера, яхты

 

Паруса

Паруса – это главная часть вооружения яхты, её движетель. Шьют их из отдельных полос парусины.

16.gif (16342 bytes)У треугольного паруса различают фаловый,шкотовый и галсовый угол. У четырех угольного грота ,имеющего 2 верхних угла, передний называется верхним галсовым, задний — нокбензельным. Передний нижний угол носит название нижнего галсового, задний, как и у треугольного паруса, — шкотового угла.

Для прочности по шкаторинам парус обшивается ликтросом — специальным тросом отлогого спуска.Углы паруса и другие места, подвергающиеся большим нагрузкам, усиливают боутами — накладками из парусины соответствующей формы. Ликтросы и боуты составляют как бы раму, которая препятствует излишнему растяжению паруса. Ликовке обычно подвергаются передняя, нижняя и верхняя щкаторины парусов, задняя же ликуется только частично (у углов). У передних парусов (стаксель, кливер) чаще всего лику-ются только передняя шкаторина и углы, у спинакера — все шкаторины очень тонким стальным тросом. Передняя шкатори-на передних парусов иногда ликуется стальным тросом. Штормовые и некоторые дополнительные паруса, о которых речь пойдет дальше, линуются по всем шкаторинам.

Задняя шкаторина грота всегда имеет больший или меньший выгиб наружу — горб, который не может стоять без поддержки тонких деревянных дощечек—лат, вставляющихся в соответствующие карманы. Латы должны входить в карманы плотно, но без излишнего усилия. Карман делают длиннее латы на 2—4 см. Латы могут быть короткими и сквозными. Короткие латы делают тоньше у внутреннего и толще у наружного конца; самое тонкое место у сквозных лат — примерно на одной трети длины от внутреннего конца, чуть толще они у внутреннего и еще толще у наружного конца.

Латы делают из упругого и нехрупкого дерева (ясень, сосна, орех и др.) или из слоистых пластиков типа текстолита. Чтобы они не упирались во внутренний торец кармана и надежно поддерживали заднюю шкаторину, внутрь кармана обычно вшивают резиновую полоску, которая оттягивает лату наружу.Сквозными латами можно регулировать в небольших пределах величину и положение «пуза» паруса.

Для предохранения задней шкаторины от растяжения внутрь ее кромки пропускают тонкую крепкую снасть булинь, который можно подтянуть или ослабить — выбрать или потравить, в зависимости от условий работы паруса. Булинь одним концом заделывают около фалового (нокбензельного) угла; другой его конец выходит около шкотового угла. У генуэзских стакселей иногда ставят булинь по нижней шкаторине, чтобы регулировать «пузо» паруса в нижней его части.Поперек паруса, параллельно нижней шкаторине, проделаны ряды люверсов — окантованных отверстий, через которые при уменьшении площади паруса — взятии рифов — пропускаются тонкие снасти, называемые риф-штертами. Эти ряды люверсов усилены полосками парусины— риф-бантами. В настоящее время сплошные риф-банты применяют редко, чаще —- в виде ромбовидных накладок около каждого из люверсов. Обычно их делают два-три ряда, почему и говорят «взять два (один, три) ряда рифов», то есть уменьшить парус настолько, чтобы притянуть к гику второй (первый, третий) ряд риф-бан-тов^У конца риф-бантов делают риф-кренгельсы — веревочные петли с заделанными внутрь металлическими кольцами — коушами. В передний риф-кренгельс продергивается штык-болт, а в задний — риф-шкентель — снасти, которыми парус при рифлении притягивают к гику. Кренгельсы также заделываются по углам парусов.

Чтобы увеличить ширину треугольного грота в верхней части, к боуту фалового угла крепят или вставляют внутрь небольшую головную (фаловую) дощечку, ширина которой ограничена правилами обмера. <" Грот крепится к гику своим галсовым углом обычно за соответствующую оковку у пятки (внутреннего конца) гика с помощью такелажной скобы или болта. Нижняя шкаторина грота растягивается вдоль гика грота-шкотом — специальной снастью, заделанной в кренгельс шкотового угла. Передняя и нижняя шкаторины крепятся к гику или мачте одним из следующих способов (рис. 36):

— шкаторина продергивается внутрь круглого паза с губками (лик-паза) на гике или мачте (рис. 36, А и Е);

через люверсы по шкато-ринам пришиваются ползуны, которые либо входят внутрь охватывающего их рельса, либо сами охватывают рельс (рис. 36, Б, В, Г и Д).

— шнуровка продергивается через люверсы по шкаторинам и охватывает гик (или гафель);

на гафельном гроте таким образом крепится передняя шкаторина — тогда шнуровку называют слаблинем;

— охватывающие мачту кольца, которые прикрепляются к передней шкаторине гафельно-го грота; эти кольца называют сегарсами. Чтобы при постановке грота сегарсы не заедали, спереди их соединяют тонким тросом; расстояние между ними должно быть равно расстоянию между люверсами на передней шкаторине.

Передние шкаторины передних парусов соединяются со штагами карабинами (их привязывают к передней шкаторине и надевают на штаг) или такелажными скобами — мочками (см. рис. 51).

Главная страница
Паруса # Рангоут и стоячий такелаж # Бегучий такелаж # Дополнитьные паруса # Дельные вещи

Hosted by uCoz