Находится в каталоге Апорт

ВИВАТ МОРСКИЕ ВОЛКИ!!!

Главная Страница
Содержание
Яхты на Seawolfs.narod.ru

Портал www.seawolfs.ru: Катера, яхты

 

Fastnet Race 99

Виталий Беляков, капитан катамарана "Газпром"

13 августа 1999 года в ратуше английского города Плимута при большом стечении публики и прессы экс-премьер Великобритании Эдвард Хит вручил переходящие призы за победу в гонках "Fastnet Race 99" экипажу российской яхты - катамарана "Газпром".
Впервые россияне стали победителями в океанских гонках такого ранга!
Fastnet Race по праву считается самой престижной и представительной европейской парусной гонкой. Фастнет - классическая гонка в открытом море - неразрывно связана с историей, настоящим и будущим самого авторитетного в парусном мире Королевского Океанского Гоночного Клуба. Первый Fastnet Race состоялся в 1925 году и в те времена был признан очень рискованным, ведь в океан вышли сравнительно небольшие, 12-16 метров длиной, яхты с любительскими экипажами. Но гонки прошли без происшествий. Экипажи-участники организовали Клуб (Royal Ocean Racing Club - RORC) и решили проводить подобные соревнования раз в два года. Чтобы стать членом клуба, необходимо пройти дистанцию этих гонок.

"Мастер Трофи" - переходящий приз за I место по абсолютному времени в младшем классе многокорпусных яхт.

 

"Кристалл Трофи" - переходящий приз за победу в младшем классе многокорпусных яхт с учетом гандикапа.

Трасса гонок все эти годы остается неизменной и составляет примерно 610 миль. Яхты стартуют из Кауса, что на острове Уайт, проходят вдоль южного побережья Англии, и выходят в Атлантику. Пройдя в открытом океане 200 миль, они огибают левым бортом маяк Фастнет-Рок, стоящий на скале у берегов Ирландии и ложатся на обратный курс к берегам Англии, оставляя по левому борту острова Сцилли и маяк Бишоп-Рок. Финиш, как правило, принимается в бухте Плимута.
Опасения скептиков подтвердила гонка 1979 года, когда во время шторма 14 августа из 303 стартовавших судов пять затонуло, 19 - в поврежденном состоянии были покинуты экипажами, а 197 - сошли с дистанции и укрылись в портах-убежищах.
В тот страшный шторм погибло 19 человек.
Многокорпусные яхты - катамараны и тримараны - впервые были официально допущены на Fastnet Race 97, хотя до этого они неоднократно и успешно проходили дистанцию вне зачета. В том же 1997 году на гонках впервые появились российские экипажи и яхта российской постройки ("Катера и яхты" і1(164) 1998 г.)

Fastnet Race 99 стал для нашего экипажа и катамарана "Газпром" серии Иван 30' вторым Фастнетом и я еще до старта постарался избежать ошибок, которые помешали нам занять призовое место на Фастнете 97.
Работа началась еще в зимней Москве с внимательного изучения гоночных инструкций и правил. Из них следовало, что я имею право обновить экипаж только на 1/3, а минимальный экипаж в нашем классе - 3 человека. Следовательно мы с Сергеем Пульковым, как прежние участники Фастнета могли пригласить в экипаж только одного гонщика. Им стал Владимир Костров - рулевой катамарана "Торнадо", член олимпийской сборной России. Как потом оказалось, Володя блестяще подтвердил правильность нашего выбора.
Наш 9-метровый спорт-круизный катамаран к моменту старта успел пройти более 7000 миль, "пробегав" из Питера до Лиссабона и вернувшись в Англию. Яхта была хорошо выхожена - все, что должно было сломаться и порваться во время штормов в Северном море, Бискайском заливе и у мыса Финистеррэ, было заменено, усилено, переделано... Были пошиты новые кевларовые паруса.
Как всегда, не хватило денег на страховку судна и экипажа, а ведь мы все - люди семейные. Чтобы не оставлять семьи без кормильцев я решил застраховаться по-своему - купил новый суперсовременный спасательный плот и драйсьюты фирмы "Мусто" - комбинезоны, не пропускающие воду, но "дышащие" за счет технологии ткани "Гор-тэкс". Все это давало некую гарантию выжить в ледяной воде до прихода помощи.
Итак:

7 августа в 7 часов вечера, с началом отлива, после выстрела из пушки с бастиона Ройал Сквадрон яхты рванулись на дистанцию и гонка началась. Правда, рывок получился только у первой стартовой группы - многокорпусников - то есть у нас. Ветер стих так неожиданно, как будто кто-то его выключил. Течением нас несло из пролива Солент в Ла-Манш. Большие французские тримараны и яхты макси-класса "Эрикссон" еще что-то ловили своими гигантскими мачтами и понемногу уходили вперед. Смеркалось. По всему горизонту мерцало море огней - это на двухстах двадцати яхтах зажгли "ходовые и клотиковые". У мыса Нидлс одна из макси села на мель. Течение повалило ее на борт и затащило далеко на камни. Нас пронесло мимо нее 5-узловым ходом. К полуночи потянул попутный Норд-Ост. Я проложил курс вплотную к берегу и буквально "облизал" мыс Портланд-Билл. Расчет оказался правильным: во-первых, у мыса ветер усилился аж до 5 баллов, а во-вторых, сменившееся течение в открытом море было гораздо сильнее и весь флот, который пошел мористее, остановился, борясь с ним.

8 августа. Утро мы встретили в окружении огромных яхт Адмиральского Кубка. Под ветром маячил здоровенный французский тримаран "CLM" из "старшего" класса. Но к полудню он как-будто очнулся и начал потихоньку уходить. Весь день тянуло с Востока 2-3 балла и наш катамаран "вез сам себя" - разгонялся, создавая встречный вымпельный ветер, и на этом ветру бежал еще быстрее. Соседние яхты шли под спинакерами, широко раскинув паруса "на бабочку", а мы с трудом несли дрифтер, идя в полный бейдевинд. К вечеру догнали американскую красавицу класса J125 - низкобортную, легкую, с углепластиковым бушпритом и горой парусов. Хамовато обошли ее "с подветра". У мыса Лизард, как всегда, бушевал сулой. Вода кипела по всему морю до горизонта. Тут и там выскакивали вертикальные волны. Катамаран трясло, как телегу на ухабах. Чтобы быстрее проскочить сулой, веду "Газпром" вплотную к камням, на которых гремит прибой. Немцы, державшие нам в корму, шарахаются в сторону и остаются трепыхаться за кормой в вечерних сумерках.

9 августа в 5 утра я проснулся от того, что мы полетели - наветренный правый корпус не журчал, не шуршал водой, а завис в тишине. Значит идем на одной левой "лапе". Выбираюсь на мостик: Володя вдохновенно рулит в звездной ночи, а Сергей дремлет, свернувшись у его ног калачиком. На лаге ярко горит цифра: "12,5 узлов". Идиллия! Свечу фонарем на паруса. Аврал! Порван дрифтер! Старенький итальянский дрифтер не выдержал скачки и разлетелся в клочья буквально на глазах. (Красивая смерть!) Неожиданно начало раздувать, Из темноты ночи загудело, засвистело. Только мы успели убрать обрывки дрифтера, как уже нужно было брать рифы на гроте. Началось! Этот шторм с силой в 35 узлов английские метеослужбы обещали нам днем раньше. На картах погоды был помечен мощный фронт, спускавшийся от Ирландии к югу, но я надеялся, что мы проскочим. Не проскочили. К рассвету мы уже взяли рифы на стакселе и вторую "полку" на гроте. К полудню надуло беспорядочную крутую волну и я явно "перестаивал" на руле, боясь разгонять катамаран. На отдельных волнах наветренный корпус полностью выпрыгивал из воды и затем летел в бездну. К обычному грохоту прибавился какой-то треск и хруст. Я понял, что не в состоянии мучить "родное дитя" и отдал руль Володе. Все-таки мастерство, как говорится, не ... В опытных руках старого "олимпийца" катамаран мягко полетел по волнам с 10-узловым ходом. "Килевка", маячившая за кормой, стала отставать. Я скатился в люк правого корпуса к штурманскому столу. В проходе на горе мокрых парусов, обняв швертовый колодец, спал Сергей. Я дотронулся до него, чтобы зарядиться этим богатырским спокойствием и уверенностью. Основная GPS "Апелко" показала, что мы на курсе и до маяка Фастнет-Рок - 60 миль, а палубная GPS "Магеллан", по которой рулевой следил за выходом на точку, - на 10 миль меньше. Никакие повторные экзерсисы с обоими приборами этой разницы не убирали и не объясняли. Как потом оказалось, права была все-таки старенькая "Апелька". На маяк мы выходили одним галсом, но было тревожно от того, что ветер продолжал раздувать. Пена ровными белыми полосками тянулась вдоль направления ветра - значит дуло уже более 7 баллов. Дело было даже не в ветре, а в совершенно дурацкой волне, очень крутой и беспорядочной. Несколько раз рулевой слетал с банки, хотя сидел он на ней довольно плотно, упершись ногами в шкотовую стойку и взявшись свободной рукой за шверт-тали. Новая проблема: брызги очень сильно стали сечь лицо и глаза. Одевать очки? Но и так ничего не видно - все заливает... Мы начали меняться на руле через каждые 2 часа. Нужно было настроиться на такой ход на ближайшие сутки и хотя бы вскипятить чаю и приготовить бутерброды. Отправляюсь в подветренный корпус, куда давно никто не заглядывал: перецепляю страховочный пояс на подветренный линь, распахиваю люк и ныряю внутрь. Внутри - хаос: одежда, консервы, сапоги, недоеденный салат, фонарики, приемник, тарелки и стопки - все свалено в одну кучу, тщательно перемешано и обильно сдобрено постным маслом из опрокинутой бутылки. Скользя и хватаясь за что-то липкое добираюсь до плиты - чайник на месте, но обе зажигалки плавают в трюме... Шторм закончился неожиданно и сразу. Море еще бесилось волнами, но синяя полоса чистого неба стремительно росла. Вспыхнуло теплое вечернее солнце. Ну что за погода тут у них, в Северной Атлантике? К маяку Фастнет-Рок мы подходили уже под полными парусами, сытые и веселые. Как велено в инструкции, вышли на связь с судьями и узнали, что огибаем маяк 39-ми в общем зачете, но наш главный конкурент, десятиметровый английский тримаран "Парадокс", обогнул маяк за час до нас - 28-м. Берусь за калькулятор и вижу, что мы его по исправленному времени обогнали. Ведь "Парадокс" - чисто гоночный многокорпусник открытого моря, очень легкий и широкий, с длинными поплавками-ножами. Поэтому он имеет большой гоночный балл по гандикапу.

10 августа: а может и хорошо, что мы порвали дрифтер? Зато теперь мы под штатными парусами идем точно на знак, не экспериментируя в поисках ветра. Погода стоит довольно кислая, но из-под одинокой тучки подуло и мы "поехали", стараясь удержаться в ее тени. Володя никак не может уснуть. Он "накачался" кофе и не рассчитал свои силы. А ведь впереди еще двое суток. То ли дело - Сергей. Он может спокойно сидеть на руле ночи напролет. Если есть возможность - может спать прозапас, по 12 часов. Ну а уж поесть... ест он всегда прозапас. Настоящий "дальнобойщик"! Вот сейчас он вдумчиво и со смаком рулит уже 8-й час без передышки, лишь иногда встряхиваясь и позвякивая сбруей спасательного жилета и страховочного пояса. Это именно он приучил наш экипаж постоянно носить всю эту амуницию: однажды в Бискайском заливе он вылез на вахту и первым делом защелкнул на поясе карабин, а на наши улыбки спокойно заметил: - это личное дело каждого...

11 августа. Ночь. Лавируемся на маяк Бишоп-Рок. Холодно. Лицо и руки немеют. В голове все время крутится мелодия из фильма "Титаник" и я ее тихонько напеваю. Володя бесится, цыкает на меня и недобрым словом вспоминает окаянный корабль. Откуда-то с юга к маяку подошли две большие яхты и начался прямой спаринг: наш катамаран лавируется не так круто к ветру, как они, но идет значительно быстрее. После каждого поворота Володя "подваливался", разгоняясь, а потом на хорошем ходу начинал "лезть на ветер". Неожиданно вокруг катамарана и под ним раздалось громкое хрюканье и пыхтение. Дельфины! В сумерках мы еле угадывали их спины. Небольшое стадо примкнуло к нашей гонке, крутя вместе с нами поворот за поворотом. В 5 часов занялся хмурый рассвет. Наши конкуренты стали ясно различимы и я не поверил своим глазам: за кормой у нас, явно отставая, шла английская 17-метровая "Тимворк" (Swan 57) а вровень с нами, но чуть на ветру - новейшая 20-метровая "Милленниум 2"! Наше поведение становилось неприличным. Хотелось извиниться перед джентльменами и пропустить их вперед, но у Володи открылось второе дыхание. Наш крохотный катамаран, окутанный пеной и брызгами, летел со скоростью 14 узлов к мысу Лизард, вовсе не собираясь никого пропускать. После мыса мы стали готовить к постановке спинакер. Вдруг с кормы на нас начала быстро надвигаться свинцовая мгла. Шквал? Шторм? Но ветер не менял своего направления и не усиливался. А с запада накатывались глубокие сумерки. Весь небосвод, море и землю как будто кто-то накрывал огромным одеялом. Солнечное затмение! Нам вдруг стало жутко не по себе. На яхтах, кораблях и на берегу зажглись огни. Мы тоже зачем-то зажгли свои ходовые... По всему берегу засверкали фотовспышки. Смешные люди! Ну как можно сфотографировать солнечное затмение? Как можно сфотографировать ужас и мрак? Все продолжалось 10-15 минут. Огромное покрывало стало сползать к востоку а на западе занялся рассвет. Так весь день мы и "бодались" с "Милленниумом 2". К вечеру ветер стих и Володя пошел под берег, ловя полоски бриза. Здоровенная яхта то догоняла нас, то отставала, хлопая парусами и гремя лебедками на все тихое море. 19 человек ее экипажа в поту работали с рангоутом и такелажем, но трое наглых русских все-таки умудрились чуть раньше просунуть в финишный створ оба курносых носика своей "See flea" - "морской блохи", как нас прозвали англичане с "макси". Мы закончили гонку, как и в прошлый Фастнет, поздним вечером, на 4 часа улучшив свой результат прохождения дистанции. С маяка на брикватере Плимута нам показали наше место в общем зачете - 34. Но как обстоят дела в нашем классе?

В сумерках ищу глазами конкурентов. Нет. На бочках стоят только большие тримараны. В марине Куин Аннс Бэттэри, которая принимала гонки, довольно пусто. Где же весь флот? Утром, выспавшиеся и чистые, мы потягивали пиво и наблюдали, как финиширует основная масса яхт. К полудню марина была битком забита яхтами. В результате мы стали победителями в нашем классе и по фактическому времени и по гандикапу. Наш основной конкурент тримаран "Парадокс" финишировал на 3 часа позже нас, а с учетом гандикапа - на 9 часов.

Впервые оба приза, "Мастер трофи" - за фактическое 1 место и "Кристалл трофи" - за победу по гандикапу, вручались одной яхте! Впервые за всю историю Фастнета призы получал русский экипаж с русской яхты! Зал городской ратуши, где проходило награждение, бесновался овациями несколько минут, не отпуская нас со сцены. А мы стояли с призами в руках растерянные и какие-то грустные. Ну не умеем мы радоваться собственным победам... А может быть просто очень устали?...

В заключении поделюсь планами: Катамаран "Газпром" остался зимовать в Саутгемптоне, а в Москве мы достраиваем новый на смену ему. В июне 2000 года Королевский яхт-клуб проводит гонку Лондон - Санкт Петербург, на которую мы уже официально приглашены. С этой гонкой наш Победитель после 5 лет плавания должен вернуться на Родину и встать на ремонт, а на смену ему в Европу пойдет новый катамаран. Конечно, все это станет возможным, если мы раздобудем денег. Обидно, что программа производства этих яхт заглохла. Пока что катамараны "Иван 30" очень современны и конкурентоспособны, но уже "дышат в затылок" фирмы из Франции и Новой Зеландии, подглядев основные интересные конструкторские решения и спеша занять нишу на яхтенном рынке.

У нас все по-старому: что имеем - не храним, потерявши плачем.


Информация для контактов:
Виталий Беляков, автор проекта и капитан катамарана Иван 30 "Газпром"
Действительный член Королевского Океанского Гоночного Клуба
http://www.user.cityline.ru/~bobvit
email: vitbob@cityline.ru
Результаты Fastnet Race: http://rorc.org

 

Главная Страница
Содержание

Hosted by uCoz