Находится в каталоге Апорт

ВИВАТ МОРСКИЕ ВОЛКИ!!!

Главная Страница
Содержание
Яхты на Seawolfs.narod.ru

Портал www.seawolfs.ru: Катера, яхты

 

Яхты из шлюпок-3
построено любителями

Интересный вариант переоборудования 7-метровой спасательной шлюпки в парусно-моторную яхту выполнил ленинградец А.Табачник.

Из корпуса были удалены все воздушные ящики и банки, сняты дельные вещи и планширь. После очистки от старой краски обнаружились дефекты обшивки, сделанной из полос бакелизированнои фанеры. Больше всего пострадал шпунтовый пояс - паз по килю сильно протекал. Однако заменять этот пояс не стали, а паз уплотнили, поставив сюда накладную рейку треугольного сечения на парусине и масляной шпаклевке. Поврежденные участки обшивки на штевнях закрыли накладками из 1-2-миллиметровой латуни. Отремонтированные таким образом места воду абсолютно не пропускали.
[схема]


На будущей яхте предполагалось плавать в Ладожском и Онежском озерах, известных своем бурным характером, поэтому необходимость установки тяжелого фальшкиля и оборудования самоотливного кокпита у участников постройки судна сомнения не вызывала. Для крепления 800-килограммового фальшкиля на днище установили девять сосновых флоров толщиной 60мм и через пять из них пропустили мощные килевые болты. Флоры нарезаны на киль и обшивку, а поверх них уложен штатный кильсон. Моторный фундамент представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух стальных флоров, связанных продольными балками из угольника 45х45х5.
[схема]
Сечение фальшкиля на шхуне А.Табачника
1-швеллер N8
2-боковая стенка, сталь b=10
3-металлический лом залитый цементом
4-килевой болт М20
5-дополнительный флор
6-медный гвоздь-заклепка O=6 крепления флора
7-рейка уплотнения шпунтового пояса (прокладка-парусина на краске)
8-брусковый киль.

Высоту внутри каюты выбрали минимальной - 1450мм от пайола. Благодаря этому рубка получалась невысокой, хорошо гармонирующей с корпусом и не оказывающей отрицательного влияния на мореходные качества судна. 

[схема] [схема]
Планировка 7-метровой шхуны А.Табачника
1-форпик
2-буфет и шкаф
3-диван-койка
4-камбуз
5-вешалка непромокаемой одежды
6-аккумуляторная батарея
7-двигатель

Вооружить яхту решили двухмачтовой бермудской шхуной. Это дало возможность получить значительную общую площадь парусов (около 30м2) при сравнительно низком положении центра парусности. Кроме того, распределение парусности на две мачты позволяет использовать различные варианты несения парусов в зависимости от конкретных условий плавания и улучшить поворотливость судна: ведь шлюпки с их длинным килем "не очень-то охотно" делают повороты, особенно при сильном ветре.

Однако эти в принципе правильные расчеты строителя в данном случае оправдались не полностью. Под полными парусами судно сильно приводится; бермудские паруса малой площади работают на нем малоэффективно (в частности - вследствие вредного взаимовлияния), В перспективе решено перевооружить яхту обычным шлюпом с большой генуей.

В первом же походе по неспокойной Ладоге судно продемонстрировало высокую остойчивость.

На нем установлен двухцилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением, развивающий 20л.с. при 3000об/мин. Чтобы обойтись без реверсивной муфты для обеспечения заднего и холостого хода, строители яхты изготовили трехлопастной гребной винт регулируемого шага (использованы чертежи А.П.Ширшова, опубликованные в 10 выпуске, сборника). Скорость хода под мотором составила 7 узлов.

Размеры машинного отделения не позволяли пользоваться рукояткой для запуска двигателя, поэтому пришлось поставить стартер от автомобиля "Москвич-408", а маховик заменить другим - с зубчатым венцом (от двигателя "Запорожца"). Зарядка аккумуляторной батареи осуществляется от 300-ваттного генератора с двигателя "ГАЗ-21". Вода подается в систему охлаждения двухсекционной помпой, в конструкции которой использованы крыльчатки от подвесного мотора "Москва-25". От этого же мотора применен и топливный насос. Запас топлива хранится в двух штатных воздушных ящиках шлюпки общей емкостью 80л.


Естественно, что с увеличением размеров шлюпки появляется больше возможностей сделать будущий катер или яхту комфортабельнее, лучше приспособить их к дальним плаваниям. Например, в проекте переоборудования 10-метрового гребного катера в моторно-парусную яхту, выполненном Д. А. Курбатовым, предусмотрено увеличение высоты борта до 1,6м и оборудование двух кают с высотой в помещениях 1,9м и 1,7м, с шестью спальными местами.
[схема] [схема]
Четырехцилиндровый дизель "4ЧСП 8,5/11" мощностью 23л.с. сообщает яхте скорость 6,5 узлов. Он установлен в самой корме, под кокпитом, и закрыт капотом. Пост рулевого защищен открытой с кормы рубкой, которая служит одновременно и входным тамбуром. Два топливных бака, расположенных под платформой покпнта, имеют общую емкость 360л и обеспечивают дальность плавания под двигателем 450 миль.

Камбуз расположен непосредственно у входа, благодаря чему при открытом сходном люке помещение хорошо вентилируется; амплитуда килевой качки в средней части судна невелика - это способствует успешной работе кока в море. Форпик используется в качестве парусной кладовой и спального кубрика для трех членов экипажа. Форлюк с вмонтированным в него иллюминатором имеет увеличенные размеры для удобства работы с парусами Кают-компания, помимо иллюминаторов в комингсах рубки, освещается (и вентилируется) через верхний светлый люк.
[схема]
Общее расположение моторно-парусной яхты, переоборудованной из 10-метрового гребного катера.
1-подвесная койка
2-платяной шкаф
3-закрытые бортовые полки
4-шкаф непромокаемой одежды
5-гальюн с прокачным унитазом
6-бензобак
7-сиденье кокпита
8-мойка
9-газовая плита
10, 14-койка
11-диван-койка, внизу цистерна пресной воды
12-складной стол
13-шкаф
15-дизель "4ЧСП8,5/11"
16-стол для карты.

Яхта предназначена для комбинированного плавания с выходом из внутренних вод в море, поэтому предусмотрено вооружение судна гафельньм тендером с убирающейся стеньгой. За счет смены парусов на тендере можно без особых усилий "следить" за изменениями ветра и варьировать площадь парусности в весьма широких пределах. При свежем ветре в море яхта сможет идти только под рабочим стакселем и гротом (общая площадь 41,5 м2), имея положение центра парусности на 600мм в нос от центра бокового сопротивления. Кливер увеличивает общую парусность на 12м2; при этом судно также сможет идти круто к ветру. С топселем общая площадь парусов увеличивается до 61,5 м, но этот вариант, конечно, приемлем лишь при слабых ветрах (он может оказаться очень полезным при плаваниях в таких условиях, когда важно использовать верховой ветер).

Судно это не будет хорошим лавировщиком: для этого потребовался бы более эффективный и глубокий киль, непригодный для данных условий плавания (осадка ограничена) и, кроме того, намного ухудшающий ходовые качества под мотором. Предлагается компромиссный вариант с фальшкилем-плавником высотой 500мм, выполненным, как обычно, в виде сварной стальной коробки, заполненной металлическим ломом и цементом; этот фальшкиль крепится к усиленным флорам через киль болтами М18-М20. Вес его составляет 1200кг, а полное водоизмещение яхты - около 5т при габаритной осадке 1,4м.

Из деталей рассматриваемого проекта стоит отметить стилизованный клиппер-штевень в виде наделки на штатный форштевень шлюпки, и бушприт, представляющий собой широкую наклонную площадку, которая будет удобна, например, при постановке кливера или швартовке к высокой стенке.

Журнал "КиЯ"

Главная Страница
Содержание

Hosted by uCoz