Чтобы определиться с
величинами hi первоначально необходимо
в масштабе простроить боковой вид яхты со скегом
и рулем. Затем необходимо найти Центр боквого
сопротивления (ЦБС), который определяется как
центр тяжести площади проекции корпуса яхты со
скегом и пером руля расположеной ниже ватерлинии
(заштрихованая площадь на рисунке). При этом
положение ЦБС будет характеризоваться двумя
координатами (x,z) в системе координат,
привязаной к судну. См. рисунок ниже. В данном
случае принята система координат, начало которой
находится в точке пересечения кормового
перпендикуляра и ватерлинии. Начало системы
координат может находиться в любом другом месте
диаметральной плоскости, но его положение должно
быть четко оговорено.
[Большая схема]
Следующим шагом необходимо определить
положение центров парусности отдельных парусов- ЦПi
и общего центра парусности - ЦП. Для этого
следует построить в масштабе (таком же как и на
предыдущей схеме) схему парусности (см. следующий
рисунок). Центр парусности каждого паруса - ЦПi
определяется геометрическим простроением. Общий
ЦП определяется как общий центр тяжести
площади всех парусов. ЦП характеризуется
координатами (x,z) в уже принятой системе
координат.
[Большая схема]
На следующем этапе на схеме необходимо
нанести положение Центра величины (Ц.т. объема
погруженной части корпуса) С(x,z). и ЦБС.
Величины hi определяются как расстояния
по вертикали (фактические, с учетом масштаба) от
Центра величины до центра парусности каждого из
парусов. Расстояния по вертикали от Центра
величины до общего центра парусности
представляет собой величину a1. (см.
рисунок ниже). [Большая схема]
Дизайн-группа "АЛА" |