КАТЕРА и ЯХТЫ
#170, Зима 2000г.
Задумали мы эти испытания еще летом,
когда под натиском звонков в редакцию с просьбой
сообщить координаты людей, строящих парусные
надувные катамараны, мы решили договориться о
сотрудничестве с единственными на сегодняшний
день производителями таких плавсредств в стране
- питерской фирмой "Тритон".
Действительно, не было в прошедшем
сезоне популярнее вопроса: "Скажите, кто у нас
делает надувные катамараны?" Даже из Канады
звонили. Нам это в конце концов надоело, и мы
решили не только ответить на этот вопрос, но и
познакомить желающих с "Ветром", о котором
упоминалось в предыдущем номере.
Технические характеристики разбоного
парусного катамарана "Ветер"
Длина, м |
5,0 |
Ширина по осям поплавков, м |
2,0 |
Ширина по осям поплавков, м |
2,0 |
Диаметр поплавка, м |
0,45 |
Высота мачты, м |
6,6 |
Грузоподьемность, кг |
350 |
Объём баллонов, л |
850 |
Площадь палубы |
2х2м. |
Площадь парусности, м2: |
Грот |
8,0 |
Стаксель |
2,0 |
Вес, кг |
75 |
Габариты упаковок, м |
0,4х0,25х1,1 | 2,2х0,25х0,25 |
Предназначен для походов и прогулок по рекам и
озерам при высоте волны не более 0,5м и силе ветра
не более 10м/с |
Поскольку владелец "Ветра", любезно
согласившийся предоставить нам его для
испытаний, принимал участие в традиционных
соревнованиях туристов-парусников, забирать
катамаран нам пришлось прямо "с воды", после
финиша заключительной гонки. Для полной,
по-научному выражаясь, презентативности теста
нам следовало получить его в заранее упакованном
виде, дабы проверить, уложимся ли мы в
предусмотренный изготовителем полуторачасовой
норматив сборки без посторонней помощи,
пользуясь одной лишь инструкцией, Но все же мы не
удержались от того, чтобы не понаблюдать за
процессом, что называется, в обратном порядке.
Увиденное нас несколько успокоило -
буквально минут через десять после финиша
"Ветер" был полностью разобран, а детали
убраны во вместительный "баул" и длинный
мягкий пенал. Обе упаковочные емкости
изготовлены, надо сказать, весьма культурно,
снабжены многочисленными ремешками с
самоконтрящимися пластиковыми пряжками и
удобными мягкими ручками. На "короткой"
упаковке имеются даже рюкзачные лямки, но от
"пешеходной" части испытаний, прикинув вес
баула в руках, мы сразу решили отказаться и
подогнали стоящий наготове ВАЗ-2107 с
установленным на крыше багажником поближе к
берегу.
Инструкция предлагает перевозить баул в
заднем багажнике, а пенал - на крыше. С фиксацией
последнего проблем не возникло - одного отрезка
обычной бельевой веревки длиной метров семь
оказалось вполне достаточно. Единственно
советуем владельцам "Ветра" последовать
нашему примеру и время от времени проверять
крепление, особенно на первых километрах пути -
на ухабистом трясучем проселке, ведущем от озера
к шоссе, уложенные в мягкий пенал трубы
распределились поплотнее, и натяжение веревки
ослабло.
А вот "баул" залезать в багажник
"семерки" почему-то отказывался. Можно было
бы выиграть пространство, переложив со штатного
места "запаску", но мы решили не возиться и
пристроили его на свободном заднем сиденье,
(Забегая вперед, скажем, что уже после окончания
испытаний, аккуратно и без спешки уложив
содержимое упаковки, мы все-таки сумели впихнуть
ее в багажник, причем там еще и хватило место для
пары объемистых сумок. Нужда заставила - сиденье
потребовалось для пассажиров.)
Без приключений одолев полторы сотни
километров до традиционной акватории
редакционных испытаний - озера Вуокса в районе
Приозерска - и как следует отдохнув, на следующий
день около десяти утра мы въехали на территорию
приозерской спасательной станции и выгрузили
тюки из машины. Многозначительно щелкнул
секундомер. Недаром говорят мудрые люди: где один
управится за час, там семеро провозятся десять! В
общем, такие сцены, как сборка "Ветра"
испытательской командой "КиЯ", надо снимать
на кино.
Как вы уже догадались, было нас много-а
именно пятеро. И происходило все примерно так:
один из нас, держа в руке инструкцию, словно
оперный певец партитуру, и вдохновенно
запрокинув голову, провозглашал что-нибудь
вроде: "Через нижние кольца центральных
шпангоутов проденьте центральные части нижних
стрингеров обсаженной частью в сторону кормы и
состыкуйте их!" После этого минут десять
слышались только звяканье перебираемых деталей
и невнятное бормотание: "Это у тебя верхний
стрингер или нижний?" - "Какой еще нижний -
передний!" Апофеозом нашего сборочного
идиотизма оказалась установка ноковой части
гика вместо укосин шверта (эти шарнирные детали
малость похожи) и безуспешные попытки
приспособить к торчащим из-под днища коротким
трубочкам что-нибудь подходящее по диаметру. В
общем, все очень напоминало старинную цирковую
репризу "Бим и Бом строят дом".
И действительно: выбрать при первой
сборке из кучи всевозможных трубок нужную,
руководствуясь исключительно принятой в
инструкции терминологией, оказалось вовсе не
простым делом (несмотря на то, что среди
сборщиков имелись люди с дипломами
кораблестроителей!). Согласны, что мы дураки, но и
инструкция должна быть на дурака рассчитана! На
третьем часу возни (секундомер был давно
стыдливо убран подальше) мы единодушно решили
посоветовать создателям "Ветра" хоть как-то
отмаркировать всю эту бездну деталей - например,
выбитыми на них цифрами. Руководящие указания
стали бы куда проще: скажем, "подсоединить
деталь # 3 к детали # 28". Удобна была бы и
цветовая маркировка, когда синюю метку
совмещаешь с синей, красную - с красной и т.д.
Во время всей этой суеты очень
понравилось, что нарядное анодное покрытие не
только придает алюминиевым деталям
"фирменный" вид, но и не пачкает руки, как
происходит это при сборке подобных судов
любительской постройки. Пришлись нам по душе и
поплавки из виниплана плотностью 800 г/м2.
Прочность материала - по крайней мере, внешне -
сомнений не вызывает (в отличие от материала,
примененного на "Просторе"). Кроме того,
каждый из поплавков разделен на два независимых
отсека, и в случае даже значительного
повреждения можно безопасно добраться до базы.
Поскольку катамаран уже пару раз
разбирали и собирали до нас, вскрылись некоторые
слабые места конструкции. В частности, однажды
наши предшественники, судя по всему, не до конца
надвинули фиксирующую трубочку на замок одного
из стрингеров, отчего стальной замок перекосился
в алюминиевой трубе. Попытки устранить перекос
ни к чему не привели, и нам пришлось прибегнуть к
помощи напильника. Сорванной стальным болтом
оказалась и алюминиевая резьба на одном из углов
"рамы" катамарана, и это неудивительно -
соединение не шарнирное, и обеспечить соосность
резьбы, "наживляя" болт и удерживая на весу
длинную массивную трубу, достаточно трудно.
(Конструктор катамарана Игорь Романов, которому
мы потом высказали свои замечания, согласился,
что эти узлы требуют доработки и даже поделился
некоторыми предварительными конструктивными
решениями. Обещал он, кстати, и более понятную,
богато иллюстрированную инструкцию).
Когда уже практически в сумерках сборка
была более-менее закончена, мы вкратце подвели
итоги и пришли в такому выводу: доведись нам
собирать катамаран еще раз, то часа в три мы бы
уложились - львиная доля времени была потеряна на
"опознание" нужных деталей, поиск ошибок и
их исправление, для чего собранные уже узлы
приходилось разбирать по новой. Поскольку на
Вуоксе с утра царил полный штиль, собранный
катамаран мы оставили на спасательной станции и
отложили ходовые испытания на следующий день.
С утра мы с удвоенной энергией
довооружили парусник и не мешкая вышли на воду.
Вышли втроем, посадив на руль настоящего
специалиста - мастера спорта международного
класса по парусу Алексея Мурашкина. Ко всем
прочим достоинствам и титулам добавим то важное
обстоятельство, что Алексей единственный из нас
уже имел опыт хождения на надувных катамаранах -
в свое время он был владельцем популярного в
народе катамарана "Простор" и кое-какие
ощущения от тех плаваний еще сохранил в памяти.
Уже в момент установки рангоута он отметил, что
мачта "Ветра" сильно напоминает
"просторовскую". Как позже выяснили из
инструкции, так оно и есть: создатели "Ветра"
не стали совершенствовать неплохо
зарекомендовавшую себя мачту "Простора" и
просто закупают комплект рангоута на ныне
простаивающем заводе в Москве. При
проектировании нового катамарана внимание было
уделено, в основном, прочности и обводам надувных
корпусов, общему дизайну и технологичности
производства. Ну и снижению себестоимости,
естественно. Напомним, что на "Просторе"
стояли 5.3-метровые поплавки из тонкой
прорезиненной ткани, усиленные в носах узкими
"башмаками". Поплавки на "Ветре"
выполнены из современных, более надежных
материалов (из виниплана делают все современные
"надувнушки") и имеют цельноклееную
конструкцию без дополнительных "надстроек".
Они стали и внешне приятнее, и работать с ними
удобнее.
Вуокса откликнулась на наше желание
покататься на новом для нас снаряде легким
ветром и практически гладкой водой. Так что нам
не удалось проследить за тем, как "Ветер"
всходит на волну, как он ведет себя на кренах и
каким образом берутся рифы при неожиданном
усилении ветра. Впрочем, и тем условиям, что
подарила нам в тот день осенняя природа, мы были
рады.
Общий вес груза (т.е. нас троих в теплых
непромоканцах) составлял порядка 250 кг, в то время
как инструкция допускает нагрузку в 350 кг - для
проверки мы смело могли взять с собой еще
какого-нибудь толстяка, но слабый ветер
отговорил нас от этой затеи. Между тем наши
четверть тонны были без проблем сдвинуты с места
- катамаран легко "подхватил" и побежал в
полветра. Не успели еще сопровождавшие нас
коллеги "раскурить" движки на своих
моторках, как мы уже ушли от базы километра на
полтора.
Пока Алексей приноравливался к рулю
(точнее, к румпелю: накануне эксперимента
"родное" перо было сломано, и нам достался
его аналог - руль от самодельного несерийного
катамарана, и его румпель явно нуждался в
доработке), мы распределили обязанности: второй
член экипажа взялся за стаксель-шкоты, а третий
занялся замерами внешних параметров - силы и
направления ветра, скорости, температуры воздуха
за бортом, да и вообще - следил за ощущениями. На
ходу то и дело проверяли работу шверта,
перегибаясь через переднюю балку. Основания для
сомнений были - дело в том, что в штатном варианте
рабочее положение шверта обеспечивается
резиновой оттяжкой (которая не способна удержать
его даже на берегу), и поэтому при сборке мы
прицепили еще одну - дополнительную.
Замысел, в принципе, неплохой - при
задевании, скажем, за ту же каменную гряду
(которые в обмелевшей Вуоксе "вылезли" в
самых неожиданных местах) шверт попросту
автоматически откидывается, и побледневшие, но
невредимые яхтсмены бодро продолжают свой путь.
"Поворот делаем при характерном постукивании
из-под палубы!" - командовал наш титулованный
рулевой при лавировке в узкости. Хотя
принудительно выбрать шверт нереально -
снасточка-то для этого имеется, но ее необходимо
снабдить талями как минимум в три лопаря, чтобы с
этой задачей справился обычный человек, а не
тяжелоатлет.
Кроме того, даже двух резиновых оттяжек
оказалось недостаточно - под конец путешествия
шверт ушел назад, отчего центровка катамарана,
естественно, изменилась. Было бы куда лучше
снабдить шверт нормальными шверт-талями,
действующими в обе стороны. Ходовую ветвь талей
можно пустить поверх палубы в ДП и снабдить ее
цветной марочкой, чтобы определять положение
шверта. А роль "автомата безопасности" мог
бы сыграть специальный стопор, открывающийся при
пиковых нагрузках- скажем, при ударе шверта о
камни.
Вскоре подоспели и мотолодки.
Договорившись о пути следования, мы продолжили
плавание в сторону второго плеса, туда, где
открытой воды и ветра побольше, где, может быть,
мы встретим волну. Выход на плес лежал через
узкую горловину, создающую эффект
аэродинамической трубы - ветер здесь стабильно
дул вдоль естественного канала строго навстречу
нашему движению. Таким образом мы могли сразу же
приступить к оценке лавировочных качеств
доверенного нам спортивного снаряда.
Лавировка в узкой горловине против
ветра, дувшего со скоростью 3-5 м/с, позволила нам
произвести более-менее точные замеры
лавировочного угла и дрейфа. Путь через
горловину лежал в направлении строго на север. На
левом галсе наш компасный курс составлял 45°, в то
время как GPS показывал 55°. Повторив замеры
несколько раз, аналогичную разницу получили и на
правом галсе. 10-градусный дрейф даже в слабый
ветер вполне понятен - вес самого катамарана
втрое меньше веса седоков, да и шверт тут один, а
не два, как на гоночных катамаранах. Алексей
отметил, что оверштаг крутить значительно проще,
чем на "Просторе", где отсутствует стаксель.
Передний парус, несомненно, принципиально
улучшает способность катамарана совершать
повороты.
Пока развлекались с приборчиками,
катамаран выскочил на широкий плес, и мы
некоторое время походили специально, что
называется, "на камеру". Поскольку, повторим,
ветра было немного, заставить парусник выйти на
один поплавок и сделать эффектный снимок нам
никак не удавалось. Возникла сумасшедшая идея
закрепить катамаран под ветер и так
сфотографироваться. Как только мы втроем
сместили свою массу на подветренный борт,
наветренный поплавок оторвался от воды и
катамаран начал стремительно опрокидываться.
Нежелание купаться в октябрьской воде
положительно сказалось на быстроте реакции, и
естественное распрямление наших тел в сторону,
противоположную крену, успокоило восставшую
машину и вернуло нам спокойствие неторопливого
плавания.
"Нужно закренивать вдвоем, а кто-то
один пусть остается на наветренном борту" -
последовал вполне логичный совет из моторки. Мы,
в свою очередь, предложили советчикам лично
продемонстрировать нам такую технику хождения
под парусами. Сами понимаете, что эксперимент так
и не состоялся. Поэтому имеем, что имеем:
идиллические картинки по типу "Трое в
лодке..." - только зонтиков не хватает.
Попробовав управление на различных
курсах, мы решили, что самое время сделать замеры
для построения "поляр", то бишь полярных
диаграмм скоростей. Как раз в этот момент
подраздуло. Чистый ветер выбил из
"ветрочета" вполне приличные показания (5-6
м/с), и мы поехали. Еще одна лавировка, галфвинд,
бакштаг... Пока шли бакштаг левого галса,
забрались сильно под берег, а здесь уже другой
ветер. Стали возвращаться на осевую линию плеса,
попробовали галфвинд правого борта - очень
хорошо! Уже и динамика какая-то появилась, и
брызги в лицо, и на порывчиках можно вывеситься в
открен, зацепившись ногами за ремни...
Тут бы и поработать нашим фотомастерам,
да мы их, как на грех, отпустили - мол, не мешайте
работать. Те, в свою очередь, показав нам рукой
генеральное направление движения ("Следуйте
до горизонта, далее направо порядка пятидесяти
метров, там мы и будем рыбачить"), отправились к
таинственному острову, на котором "все готово
в лучшем виде, только не задерживайтесь", и
через несколько минут скрылись из виду. Рев
"Нептуна" и заморской "Сельвы" затих в
далеких камышах.
Мы продолжили эксперимент. К сожалению,
пока наслаждались движением в полветра, тот и сам
вполовину поубавился, и замерить полный бакштаг
и чистый фордевинд в прежней ветровой кондиции
нам не удалось, "Поляра" потихоньку уплывала
из наших рук, но теперь это уже не расстраивало -
мы просто получали наслаждение от хождения под
парусами. Даже наш великий кормчий А. Мурашкин
оставил свои гоночные замашки и умиротворенно
заметил: "Эх, ребята, что еще нужно простому
туристу? Плывешь себе, куда надо - ни на веслах не
надрываешься, ни мотором не тарахтишь..."
Тем временем определились некоторые
ощущения, связанные с техникой управления
катамараном, на которых теперь хотелось бы
остановиться.
При достаточной нагрузке на грот даже у
опытного рулевого (а в опыте Мурашкина
сомневаться не советуем) возникает желание
закрепить гика-шкот на палубе, а не держать его в
руке. Тем более захочется разгрузить руку при
длительном движении одним галсом. А заложить-то
шкот не за что! Стопоров нету. Попробовали такой
вариант: линь пера руля завязали петлей на
баллерной коробке, а освободившийся стопорный
блочок, закрепленный на металлической пластине,
употребили для фиксации упомянутого шкота.
Помогло, но ненадолго: пластина вскоре согнулась
- уж больно слаба.
Позднее конструкторы объяснили нам, что
фиксировать гика-шкот нежелательно, так как
владельцы туристических парусных катамаранов в
большинстве своем не являются искушенными
яхтсменами, и вполне могут прозевать усиление
ветра или крепкий ветровой порыв. Если шкот будет
заложен, путешественники неминуемо окажутся в
воде, что плохо. Нам же кажется, что быстро
обезветрить грот, гика-шкот которого проведен
через стопорный блок, после некоторой тренировки
сможет практически каждый.
Что же касается стаксель-шкотов, то здесь
все более понятно и удобно. Пара блоков
закреплена посередине между ДП и каждым бортом
на стропе, идущем поперек катамарана, и
пропущенные через них шкоты фиксируются в
кулачковых стопорных блочках, закрепленных по
бортам. Однако следует отметить, что усилия при
выборке и набивании шкота показались
"матросу" великоватыми, хотя стаксель-то с
носовой платочек!
Вероятно, это связано с особенностями
проводки: чтобы заложить на стопор ходовой конец,
приходилось тянуть его не к себе, а немного в
сторону, так как сам стопор расположен дальше в
нос от того места на палубе, где сидит шкотовый. И
поскольку быстрота и "красота" поворота на
нашем катамаране, практически не имеющем
инерции, во многом зависела как раз от грамотной
и расторопной работы на стакселе, наш
"горилла" после получаса интенсивной
лавировки принялся дуть на стертые ладони, а
вскоре и вовсе стал откровенно сачковать.
Пока мы изучали работу такелажа,
возлежащий в районе мачты коллега (который
утруждал себя исключительно нажиманием кнопок
на приемнике GPS) лениво отметил, что брызги
все-таки летят, и что неплохо было бы
использовать специальный виниловый обтекатель,
который крепится в носовой части катамарана и
хорошо предохраняет от замывания. Такой
обтекатель предлагается фирмой в качестве одной
из опций поставки.
К слову, фирма-изготовитель предлагает в
комплект к "Ветру" также и съемный багажник -
бортовые баллоны из того же материала; на время
перехода они навешиваются на поплавки в корме.
Как мы уже говорили, повода брать рифы,
уменьшать парусность у нас не было - стоял
погожий осенний день, и ветер был почти ласковым.
И все же мы ухитрились попасть в ситуацию, когда
возникла необходимость стравить грот по фалу.
Сделать этого мы не смогли, и вот по какой
причине. При постановке грота (еще на берегу) мы
прибегли к упрощенному способу: заведя усиленную
переднюю шкаторину в лик-паз на мачте, мы просто
зафиксировали топовый угол в верхней точке, не
утруждая себя проводкой грота-фала. Поступать
так, конечно, можно, ведь большинство плаваний на
подобных суденышках проходит вблизи берега, и
всегда есть возможность, выйдя на твердую землю,
перезавести грот, взять рифы и продолжить
плавание. Этот вариант ввиду его простоты
является наиболее популярным. Инструкцией же
предусмотрена проводка грота-фала через блок,
закрепленный у топа мачты, и в этом случае
последующая работа с гротом существенно
упрощается.
Так вот: разгоняясь после очередного
поворота оверштаг, мы заметили, что галсовый угол
грота выскочил из лик-паза, а за ним начинает
потихоньку вываливаться и нижняя часть передней
шкаторины. Бороться с этим явлением довольно
просто - нужно наряду с вертикальной оттяжкой
заводить и горизонтальную, которая бы плотно
притягивала галсовый угол к мачте (в инструкции
про это не говорилось). Можно придумать и
конструктивное решение - например, возможность
фиксировать галсовый угол грота на мачте с
помощью шпильки или пальца, пропущенных в люверс.
Мы же, поленившись приставать к берегу из-за
такой ерунды, решили возникшую проблему довольно
варварским способом - отверткой затолкали
шкаторину обратно в лик-паз и притянули ее к
мачте шкертом. Плавание продолжалось.
Получив практически все интересовавшие
нас цифры и ощущения, мы направили катамаран
вдогонку нашим товарищам. Путь лежал между
маленькими островками, вдали от "большой
воды", где еще хоть как-то дуло. Здесь же ветер,
до того постепенно стихавший, попав в лабиринт
островов, и вовсе сник, распался штилем. Мы,
несколько удрученные таким поворотом событий
(весла-то у нас не было), пытались подольше
сохранить ход по инерции, но вскоре все же
остановились. Тихо, красиво кругом, и - никого.
В этот момент мы волей-неволей
задумались о том, что неплохо было бы еще и мотор
подвесной с собой прихватить. Силы так на две-три.
С другой стороны, куда и как его крепить, было
непонятно - инструкция на этот счет пояснений не
давала, а однозначного места на катамаране для
этой цели вроде бы и нет. Что странно, ведь в
дальнем туристском походе без подвесника вряд ли
можно обойтись. Конструкторам "Ветра" явно
необходимо подумать над этим вопросом.
Проходит пять, десять минут ожидания. Что
ж нам делать-то?! Наконец, откуда-то из-за островов
слышен мощный рев подвесника. За нами приехали.
Брошен буксирный конец, который мы фиксируем на
стаксельной балке, и наш "Ветер" бодро
устремляется вслед за "Казанкой".
На берегу нас действительно уже поджидал
роскошный прием: костерок, накрытый стол и все
такое. В общем, через пару часов решили
возвращаться,чтобы успеть засветло на базу.
Вышли под парусами. Задувало слабо-слабо (от силы
2 м/с). И тем не менее, стоило только парусам
зацепить немного ветра, забрать его легкое, почти
неощутимое дыхание, как катамаран послушно
подавался вперед. Да, похоже, что "Ветер" с
ветром - "на ты".
Оставалось уточнить время, которое мы
затратим на разборку и упаковку. Та же
инструкция, к примеру, обещала нам 30-минутный
процесс. Но, как говорится, ломать - не строить.
Буквально минут через пятнадцать после выхода на
берег мы уже садились в машины и выруливали на
Приозерское шоссе. Довольные катамараном и собой
мы возвращались домой, в серый промозглый Питер.
А. Петров, А.Лисочкин
Редакция выражает признательность
начальнику Приозерской спасательной станции
ГИМС Ленинградской области Виталию Максимовичу
Карязову за радушный прием и содействие в
проведении испытаний.
Цена катамарана в минимальной
комплектации - грот, палуба 2х2м, упаковки - $1100.
Полный комплект состоит из дополнительной
грузовой палубы 2х1м, стакселя 2м2, носового
обвеса-обтекателя, бортовых палубных баллонов и
вёсел, и стоит около $1500.
"10 квадратных метров" http://www.10sqmeters.runa.ru |