Когда несколько богатых Нью-йоркских яхтсменов
решили в середине 19-ого столетия строить шхуну
"Америка", они не могли и представить себе,
что начинают спортивную сагу, которая захватит
целые страны. Уже в течение полутора столетий мы
наблюдаем за последствиями их решения. Только
мировым войнам было под силу время от времени
прерывать эту сагу, интерес к которой и сейчас ни
в малейшей степени не ослабевает. В борьбе
за обладание кубком Америки были истрачены
многие состояния и был испробован весь набор
стратегий - законных и не очень законных,
спортивных и не очень спортивных.
Дипломатические отношения между
соревнующимися странами напрягались до точки
разрыва: короли и властелины, магнаты и
капиталисты, эксцентричные и абсолютно
серьезные - все были охвачены этой лихорадкой.
Если группа, построившая "Америку", могла
бы хоть в малой степени предсказать это почти 150
лет назад... Но это было за пределами их
воображения. , они были большими мыслителями,
большими игроками. Эти люди, ворочавшие большими
деньгами и подвластные искушению азартной игры,
cо всей энергией Нового Света , ни перед чем не
остановились бы, лишь бы утереть нос Свету
Старому.
.
Шхуна "Америка" была построена во время
Большой выставки в Кристалл Палас, целью которой
было продемонстрировать британское
превосходство над остальным миром, в самом
рассвете Викторианской эпохи. Британская
морская мощь, фраза "Правь, Британия,
морями", лежала тогда в самой основе
британской уверенности в себе.
Джон К Стевенс, командор и основатель
Нью-йоркского Яхт-клуба, сформировал синдикат,
чтобы финансировать строительство новой лодки, и
продемонстрировать, что и американские яхты и
шкиперы способны соревноваться с лодками и
шкиперами британцев. Амбиции синдиката были
выражены в кратком задании, выданное одному из
ведущих морских проектировщиков Америки Джорджу
Стирсу: "построить самую быструю в мире
яхту".
"Америка" строилась на верфи
Уильяма Брауна на Ист Ровер. Браун оценил
постройку лодки в 30 000 долларов. Кроме того, Браун
согласился забрать яхту назад, если она не
обгонит кого бы то ни было в Америке или
заграницей.
Услышав об этом проекте, Граф Уилтон,
командор Королевской Эскадры, пригласил
Стевенса с его судном в Каус. В ответном письме
Стевенс принимает вызов "несмотря на громкое
поражение, которое мы рискуем получить в ваших
бурных водах".
Последняя фраза была не более, чем
психологической уловкой Стивенса. Он был
азартный человек и имел обыкновение льстить
своим соперникам, чтобы те легче шли на пари.
Хотя скоростные обводы "Америки" и ее
плоские паруса вызывали восторг, яхта все же была
недоработана. По скорости она проигрывала
собственной яхте Стивенса "Марии". Таким
образом, 110 футовая шхуна "Америка" не была
"самой быстрой в мире яхтой". Тем не менее
"Америка" отправилась за океан для битвы с
британцами.
При прибытии во Францию, "Америка" была
сначала очищена после пересечения океана и
затем вышла к берегам Англии, где она была
встречена одномачтовиком (тендером)
"Лэверок" - одним из самых быстрых и самых
новых судов в Британских водах. Если Стевенс
намеревался убаюкать британцев для заключения
больших пари своими словами об ожидании
"поражения", его уловка раскрылась. На
глазах британской элиты яхтенного спорта и к их
большому испугу, "Америка" приплыла мимо
"Лэверока" с невероятной легкостью.
Испуг был столь силен, что никто не принял ни
одного из вызовов, которые Стивенс отправил
по почте в Королевскую Яхтенную Эскадру. Лишь
после того, как "Таймс" поместила
язвительную передовую статью, упрекавшую
британских шкиперов в трусости,
"Америка" была допущена в открытую гонку
вокруг Острова Уайт за Кубок 100 Гиней.
В гонке участвовало четырнадцать яхт, и хотя
они сильно различались по типам и размерам (от 47
до 392 тонн), гандикап предусмотрен не был. После
задержки со стартом, "Америка" отправляется
в погоню за своими английскими конкурентами и,
если верить историческому протоколу, приходит к
финишу первой.
Легенда приписывает "Америке"
безоговорочную победу в гонке. Согласно этому
мифу на вопрос королевы Виктории, узнавшей о
победе "Америки", о втором месте был якобы
дан ответ "Мадам, второго пока не видно".
"Америка" была, несомненно, очень быстрой
лодкой, однако ее победа не была столь
бесспорной. Из-за несовершенства гоночных
инструкций, "Америка" прошла более коротким
путем, чем британские лодки, обойдя с внутренней
стороны маяк Нэб (восточнее острова Уайт), в то
время как другие обходили его снаружи. Некоторые
из лучших Британских лодок вышли из гонки - одна
села на мель, другая остановилась из-за поломок, а
две - столкнулись друг с другом. Самая маленькая
лодка в гонке "Аврора" была на финише второй,
проиграв "Америке" всего восемь минут. Если
бы был гандикап, "Аврора" намного обогнала
бы "Америку".
Владельцы "Америки" не испытывали
никаких сантиментов к судну или выигранному ими
кубку. Шхуна была вскоре продана лорду Джону
Блакуи, а кубок решено было расплавить и из
полученных 132х унций серебра наделать себе
медалей.
"Америка" участвовала в гонках в
Британских водах в течение следующего
десятилетия при различных владельцах, пока опять
не пришла к американскому берегу во время
гражданской войны. Она была переименована в
"Мемфис" и несла флаг флота Конфедерации. По
другой версии она использовалась южанами для
прохода через морскую блокаду.
После войны она была обнаружена в одном из
портов Каролины. Позже яхта использовалась,
как учебное парусное судно и ей было возвращено
ее первоначальное имя. Но когда комиссия
конгресса обнаружила, что за четыре года
эксплуатационные расходы превысили
первоначальную стоимость ее постройки,
"Америка" была продана с аукциона главному
дворецкому Бенджамина Франклина за $ 5000. Она
оставалась в семье дворецкого в течение
нескольких десятилетий, но последний раз ее
видели под парусом в 1901 году. После этого она была
выставлена на продажу в Бостонском ярде.
В 1917 яхта была куплена Чарльзом Фостером из
Бостона и подарена им морской академии. В течение
следующих 20 лет, она была туристской
достопримечательностью академии в Аннаполисе. В
1940 году состояние судна вынуждает хозяев поднять
его на берег. Четырьмя годами позже, в сильный
шторм рухнул навес, разрушив то, что еще
оставалось от 93-летнего корпуса яхты. Сегодня
все, что осталось от "Америки" - это ее руль,
который выставлен в одном из музеев в Штате
Коннектикут.
Выигранный же "Америкой" кубок пережил
яхту. Первоначальный план v наделать из него
медалей v выполнен не был. В 1857 году кубок был
подарен Нью-йоркскому яхт-клубу и стал
переходящим призом в продолжающемся по сей день
соревновании морских держав. Сейчас этот приз
называют Кубком Америки. Но об этом в следующей
статье.
По материалам www.americascup.org.nz
© www.yachtsman.org (перевод и редакция)
Главная страница
Сидней - 2000.
Итоги олимпиады.# "КРУГОСВЕТНАЯ
ПАРУСНАЯ ГОНКА ОДИНОЧЕК VENDEE GLOBE "
"Кубок Америки" и его
история |